Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления. Рождество католическое: дата

25 декабря , католики и протестанты отмечают , в то время как у православных россиян, принято праздновать его позже, 7 января . Почему возникла такая разница в датах? Попробуем это выяснить.

Итак, давным-давно, еще за полвека до рождения Иисуса , Юлий Цезарь ввел взамен старого римского календаря новый, юлианский. В юлианском календаре каждый 4 год – високосный, он на день длиннее обычного (добавляется 29 февраля). Таким образом, юлианский год в среднем равен 365.25 дней, что больше солнечного года на 11 минут.

Легко посчитать, что, по юлианскому календарю, каждые 130 лет накапливается один лишний день. Так праздник Рождества, изначально почти совпадающий с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигался в сторону весны, да и Пасха уже не попадала на прежнее место.

Астрономам и духовенству был, естественно, на лицо факт несовершенства юлианского календаря. И вот в 1582 году постановлением папы Григория XIII был введен другой календарь, григорианский, и следующим днем после 4 октября было объявлено 15 октября.

Более высокая точность нового календаря обуславливалась тем, что в нем високосными признавались не каждый год, кратный четырем. Так, года кратные 100 и не делящиеся на 400 високосными не являются. По этому правилу годы 1700, 1800 и 1900 не являются високосными, так как они кратны 100 и не кратны 400. Годы 1600 и 2000 - високосные, так как они кратны 400. Погрешность в целые сутки в григорианском календаре накапливается уже не за 130, а за 3280 лет.

Последними из европейских протестантских стран, перешедших на новый календарь стали Англия и Швеция. Это произошло в XVIII веке. А Россия и вовсе приняла новый стиль в 1918 году, когда разница между юлианским и григорианским календарями уже увеличилась до 13 дней. В итоге мы сейчас живем по григорианскому календарю.

И православные, и протестанты, и католики отмечают Рождество 25 декабря, просто делают это в соответствии с разными календарями. Католики и протестанты празднуют его в соответствии с тем же календарем, по которому мы сейчас живем. Ряд православных церквей (Константинопольская например) руководствуются новоюлианским календарем и отмечают Рождество так же, 25 декабря по новому стилю.

Ну а Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, упорно празднуют Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января современного григорианского календаря. К слову, отмечая Рождество 7 января, правильно встречать Новый год 14 января (эта дата называется – ).

Стоит так же отметить, что, из-за нарастающей разницы между юлианским и григорианским календарями, православные христиане, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество уже не 7 января, а 8 января (в переводе на новый стиль), при том, что в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Итак, из-за консервативных взглядов Русской Православной Церкви, мы в России отмечаем Рождество не в тот же день, что и западные христиане. Но так ли это важно? Гораздо дороже чудесная атмосфера праздника, который призван сближать, а не разделять всех нас. В конце-то концов, Бог у всех верующих один, что у православного, что у протестанта. В Белоруссии так и вовсе государственными праздниками являются и 25 декабря, и 7 января .

Сегодня 25 декабря. Праздники: Православное Рождество. Католическое Рождество. Лютеранское Рождество.

Католическое Рождество.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Православное Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день – 25 декабря - Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов XX века Григорианский календарь. Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру, большинство православных церквей - 11 церквей из 15. Остальные четыре православные церкви отмечают этот праздник на тринадцать дней позже – по Юлианскому календарю.
Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. Ведь мы даже не знаем точно, когда именно произошло это событие - древняя Церковь назначила дату празднования Рождества довольно произвольно. Сама же традиция отмечать Рождество Христово 7 января по Юлианскому календарю или 25 декабря по Григорианскому связана с языческим праздником, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи в честь языческого бога Сатурна. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных воедино. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10-м веке церковь решила заменить Сатурналии днем рождения Христа.
Сегодня светлый праздник Рождества - одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования - традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие свое очарование этому празднику.

Лютеранское Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики и православные и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января и 19 января) и календарные стили (юлианский и григорианский). В европейских и ряде других государствах за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), хотя и рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с небольшой ошибкой на 3-4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи – символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество ёлку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там. Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская ёлка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда.
Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли, или так называемый «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос. Также как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества ими были установлены ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, т.е. был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) предлагает вернуться к юлианскому календарю и отмечать не 7 января, а 25 декабря.


Русские новогодние традиции, поражающие Запад

"Только мы придумали новый стиль. Был юлианский календарь, мы перешли к григорианскому. Весь мир Рождество отмечает 25 декабря, а у нас в России человек родился 7 января… Какое предложение? Вернуться к юлианскому календарю", — заявил лидер фракции Владимир Жириновский на заседании Госдумы.

Как сообщает РИА Новости, по мнению Жириновского, также необходимо вернуть гимн "Боже, царя храни" и поменять российский флаг на имперский, черно-желто-белый.

25 декабря в России называют "католическим Рождеством", что не совсем верно — ведь в тот же день Рождество Христово празднуют и все перешедшие на новоюлианский календарь Поместные Православные Церкви, и многочисленные протестанты. Быть может, Русской Церкви тоже пора перейти на новый стиль и вместе со всем западным миром?

Несмотря на то, что Римо-Католическая Церковь и ряд Поместных Православных Церквей — Константинопольская, Элладская, Кипрская и другие — отмечают Рождество Христово в один и тот же день, 25 декабря, католики и православные живут по разным календарям. Римо-Католическая Церковь и разнообразные протестантские деноминации следуют Григорианскому календарю, который был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Православные Поместные Церкви, за исключением Русской, Сербской, Грузинской, Иерусалимской и Святой горы Афон, которые остаются верны древнему юлианскому календарю, живут по календарю новоюлианскому, который был разработан в начале ХХ века сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Из православных Церквей на григорианский календарь перешла только Финская.

В результате принятого решения период самой западной пасхалии стал настолько великим (5700000 лет!), что ее можно было считать уже не цикличной, а линейной. Пасхальные даты каждый год стало нужно высчитывать отдельно. Кроме того, в результате проведенных изменений западная Пасха могла наступать одновременно, и даже ранее пасхи иудейской, что является прямым нарушением нескольких соборных установлений и правил и противоречит Евангельской хронологии. Ориентиром нового григорианского календаря стал только солнечный цикл вместе с ключевой для него датой весеннего равноденствия, в то же время его разработчиками были совершенно проигнорированы фазы лунного цикла, принципиально важные для определения христианской Пасхалии. Решение папской комиссии нарушило достигнутое в лунарно-солярном юлианском календаре согласование лунного и солнечного цикла и, соответственно, утвержденную структуру 532-летнего Юлианского Пасхального Цикла — Индиктиона.

Протестантские государства поначалу выступили резко против григорианской реформы, но все же постепенно, в течение XVIII века, перешли на новое летоисчисление. Вскоре григорианский календарь стал официальным календарем западноевропейской цивилизации, так называемым "новым стилем". Православная Церковь резко осудила новый григорианский календарь как ничем не обоснованное и абсолютно неприемлемое нововведение. В 1583 году Определением Константинопольского Церковного Собора григорианский календарь был предан анафеме.

Тем не менее, в 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис созвал "Всеправославный" конгресс — Константинопольское совещание, на котором обсуждался вопрос о проведении новой календарной реформы, окончательным решением которого было Положение о переходе Православной Церкви на новый Григорианский календарь. Сразу же после окончания Совещания, в начале 1924 года, архиепископ Афинский Хризостом предложил православным перейти на новоюлианский календарь. Этот календарь отличался от Григорианского большей точностью, но практически совпадал с ним вплоть до 2800 года, почему и стал считаться просто его модуляцией.

В марте 1924 года Элладская Церковь перешла на новый календарь, не дожидаясь решения других Православных Церквей. Восточные Патриархи, опираясь на решения Священных Соборов своих Патриархий, первоначально высказались решительно против перехода на новоюлианский календарь. Но в течение XX века на реформированный григорианский календарь все-таки перешло большинство Поместных Церквей. Патриарх Мелетий IV, занимая престол Афинский в 1918-1920 гг., Константинопольский в 1913-1923 гг., а затем и Александрийский в 1923-1935 гг., последовательно вводил там новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре скончался, и Иерусалимская на новый стиль перейти не успела. Вскоре на новый стиль перешла Румынская Церковь, затем Антиохийская Патриархия — в 1948 году, и Болгарская Патриархия — в 1968 году.

После Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход всех православных церквей на "новоюлианский" стиль, Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Постановление о введении в Русской Православной Церкви "новоюлианского" календаря, но по прошествии 24 дней отменил его из-за начавшихся волнений православного духовенства и мирян.

Введение в ряде Православных Церквей новоюлианского календаря вызвало большую смуту в православном мире. В Поместных Церквах, перешедших на новый стиль, возникли раскольнические движения "старостильников". Крупнейшая старостильная юрисдикция Греции сегодня насчитывает около 400 тысяч прихожан.

Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформык неиспорченному старому стилю".

Сегодня Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников, но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово, Пасха, причем вначале это празднование установилось как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом — как ежегодное празднование Пасхи. Ранние христиане, большинство из которых составляли евреи, не отмечали ни свои дни рождения, ни день рождения Господа Иисуса Христа, потому что в иудейской традиции день рождения считался "началом скорбей и болезней". Когда к Церкви присоединилось много новообращенных эллинистической культуры, возникла идея объявить днем пришествия в мир Спасителя зимнее солнцестояние, когда римляне праздновали день рождения Непобедимого Солнца.

В ранней Церкви в один праздник — Богоявление — вспоминали и рождение Христа в Вифлееме иудейском, и Его крещение в Иордане . В Армянской Апостольской Церкви эти праздники так и остались неразделенными. Рождество вместе с Богоявлением армяне отмечают 6 января по европейскому календарю.

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю – в ночь с 24 на 25 декабря.

У православных это событие отмечается чуть позже, и всех интересует почему. Дело в том, что католики, а также большинство протестантов используют для церковных праздников Григорианский календарь . Он более традиционный, однако православные верующие предпочитают не отступать от традиций. На самом деле, никто не знает, как правильно рассчитывать церковные праздники, потому что точных дат в священных текстах нет.

Именно поэтому и получилось такое разделение – католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Но и у тех, и у других этот праздник имеет одно и то же значение – в этот день родился Иисус Христос. Это не только светлый праздник радости, но и день скорби Девы Марии, которая знала, что испытания после этого события нужно будет перенести с мужеством. В этот день по всему миру верующие молятся в надежде на чудо, ведь уже однажды это чудо случилось, когда у Марии в результате непорочного зачатия родился младенец Иисус.

Как и для всех христиан, главный праздник - «праздник праздников», «торжество торжеств» - для католиков Пасха. Рождество же говорит нам о «начале нашего спасения», дарит надежду. Для того, чтобы полнее пережить Рождество готовиться к нему начинают заранее.

Рождеству предшествует период Адвента

Он начинается за четыре недели до Рождества и призван подготовить верующих к более глубокому переживанию этого праздника.

У алтарей в церквах устанавливается венок , в котором укреплены четыре свечи.

Каждое воскресенье этого периода зажигается по одной свече, таким образом, наглядно видно, - сколько недель осталось до Рождества.

Венок – круглый по форме символизирует вечность, а его зелёный цвет – надежду, как и ветви Рождественской ёлки.

Во многих странах принято в предрождественский период украшать такими венками входные двери в знак того, что в этом доме ожидают Христа. В России в последние годы венки Адвента стали продавать в цветочных магазинах под названием «новогодней декорации». К сожалению, глубокий христианский смысл этого украшения остаётся скрытым от многих.

Во время Адвента верующие участвуют в духовных упражнениях и особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия.

За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.

Дети тоже по-своему готовятся встретить Младенца-Христа. Во многих странах принято, чтобы дети, в ожидании праздника, совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко. Перед наступлением Рождества дети вешают эти сердечки на ёлку, а солому кладут в ясли.

Ясли или вертеп

Ясли в узком смысле слова - это кормушка для скота, куда Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Яслями в расширительном смысле, или в русской традиции - вертепом, называют изображение пещеры (вертеп по-церковнославянски и означает - пещера), куда на ночь пастухи загоняли скот, и где, как повествует Евангелие, родился Христос.

В западной традиции ясли или вертеп представляют собой сценку, изображающую Рождество, и состоящую из объёмных фигур, количество которых может быть очень разным. Неизменны здесь только фигуры Младенца Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа . Остальные участники события Рождества - пастухи, животные, находившиеся в пещере, давшей приют Иосифу и Марии, ангелы, поющие «Слава в вышних Богу» - всё это зависит от фантазии и мастерства автора.

Устройство Рождественских яслей – традиция, заложенная святым Франциском Ассизским, который в 1223 г. в селении Греччо поставил в пещере на склоне горы ясли. Туда же привели вола и осла - животных, по преданию согревавших своим дыханием новорождённого Младенца. Св. Фома из Челано, биограф св. Франциска говорит, что когда святой склонился над лежащей в яслях фигуркой, изображавшей Иисуса, она на несколько секунд ожила.

И в наше время во многих католических семьях, готовясь к Рождеству, родители и дети приступают к сооружению яслей и изготовлению фигурок, которые потом украсят дом. Традицией во многих странах стало и проведение выставок яслей, позволяющих нам наглядно представить себе момент рождения Вифлеемского Младенца, переживая радость Его прихода в мир. И конечно, со времён Святого Франциска Рождественские ясли ставят в большинстве католических церквей мира.

Сочельник

В Сочельник - 24 декабря наступает канун Рождества. В Восточной Европе в этот день в семьях украшают ёлки и устанавливают ясли.

Те из членов семьи, кто ещё не успел приступить к исповеди, идут в церковь, которая обычно открыта с раннего утра.

Готовится праздничный ужин Сочельника, по традиции состоящий из постных блюд. В центре стола помещается блюдо с освящённым пресным хлебом - Рождественскими облатками (не путать с причастием, когда верующие вкушают хлеб, ставший Телом Христовым).

Перед тем, как начать ужин глава семьи читает вслух отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса Христа . Затем все присутствующие берут с блюда облатки и делятся ими друг с другом, желая друг другу мира и добра. После этого начинается ужин Сочельника. После ужина всей семьёй идут на литургию (мессу).

Если говорить о католических рождественских традициях, то можно сказать, что неизменной, общей традицией для всех католиков в этот день является обязательное присутствие на литургии.

По сложившейся в первые века христианства римской традиции, праздничных литургий в самый день Рождества три - месса ночью, месса на заре и месса днём .

Таким образом, Рождество празднуется трижды:

как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью),

рождение Бога-Сына от Девы (на заре)

рождение Бога в верующей душе (днём).

Кроме того, вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества . В начале первой из Рождественских месс совершается процессия к яслям, своеобразная Рождественская мистерия, во время которой священник несёт и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками События, произошедшего в Рождественскую ночь, полнее осознать, что Христос пришёл в мир, чтобы спасти каждого из нас. Присутствие на Рождественской мессе - доминанта католической рождественской традиции и главное событие праздника.

Остальное - весь порядок домашнего праздника - украшение дома, колядование, особые праздничные блюда - в каждой стране свои .

Рождественские традиции разных стран

Блюда рождественского стола разные в каждой стране и даже иногда в каждой местности. Где-то это гусь, где-то карп, где-то рождественские кексы или пончики с розовым вареньем.

Не являясь конфессией какого-то одного народа, католичество вбирает в себя разные обычаи разных народов и разные культурные традиции , придавая им новый христианский смысл.

Так древний германский обычай украшения ёлки, постепенно распространившийся во всей Европе, а затем и по всему миру, напоминает нам сегодня о древе познания добра и зла, вкусив плоды которого люди впали в первородный грех и о древе креста, на котором совершилась искупительная жертва Христа.

Зелёные ветви ёлки говорят о надежде, которую несёт в мир Пришествие Христа.

Празднование Рождества продолжается восемь дней – с 25 декабря по 1 января, – образующие Октаву Рождества.

В воскресенье , выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения , который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Большинство жителей Италии и Ватикана на рождественский обед подают жаркое и рождественский кулич панеттоне, похожий на пасхальный, либо "воздушный" кулич родом из Вероны, называемый пандоро. На Рождество в этих государствах дарят друг другу торрончино – лакомства, похожие на нугу и грильяж.

В Германии существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки – нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы.

Во многих европейских странах на праздничном столе традиционно присутствует сладкое рождественское полено – бисквитный рулет, богато украшенный сливками, глазурью и шоколадом.

Одним из главных символов Рождества являются зажженные свечи. Колеблющееся пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: "Свет во тьме светит и тьма не объяла Его"

Может быть потому, что Рождество являет нам Христа в образе маленького ребёнка, в окружении Святого Семейства, этот праздник обычно отмечается в кругу семьи и согрет особым теплом и взаимной любовью.

«Эта ночь светла, как день, и сладка и для людей, и для животных. Собирается народ, и ликует доселе невиданной радостью, приветствуя необычайную тайну. Роща наполняется голосами, и грандиозные скалы вторят эхом праздничным хорам. Братья поют, воздавая должную хвалу Богу, и кажется, вся ночь откликается ликованием» - так описывает Рождественскую ночь уже упоминавшийся выше Фома из Челано. С той ночи, которую он описывает, прошло почти 800 лет, но и сегодняшним христианам хорошо знакома та радость, то ликование, которое и сегодня наполняет наши сердца, с любовью и трепетом ожидающие Спасителя.

Рождество Христово у западных христиан

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Вместе с католиками Рождество в ночь на 25 декабря празднуют протестанты: лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 11 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся Новоюлианским календарем, который пока (до 2800 года) совпадает с Григорианским.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января.

Армянская апостольская церковь, живущая по собственному календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.

25 декабря, день увеличения солнечного света, отмечался как день рождения Зевса - в Греции, Митры - у персов.

Празднование Рождества Христова 25 декабря берёт своё начало в древних митраистских обычаях. Это была дата праздника в Риме, избранная римским императором Аврелианом в 274 г. н.э., день рождения непобедимого солнца - natalis solis invicti, которое после зимнего солнцестояния снова начинало увеличивать свой свет. Незадолго до 336 г. н.э. церковь в Риме установила празднование Рождества Христова в эту дату. См. .

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества.

В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

Рождественский сочельник - главное событие в христианских католических семьях. По древнему обычаю, берущему начало ещё в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед. Трапеза носит религиозный характер, она очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и творят общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Важнейшим событием вечери, является преломление облатков (рождественских хлебов). Традиционно его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения. Повсеместно распространён и известен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придёт в дом в Сочельник, то будет принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей.

Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников. В некоторых семьях сохраняется обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Оно напоминает о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.


По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.

За рождественским столом соблюдается определённая очерёдность подачи блюд. Первой подаётся варёная пшеница (кутья), которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий Завет, время, когда всё было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в знак того, что Христос принёс надежду, которая всё делала радостным, как бы сладким. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа. После этого подаётся сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха. В конце подаётся семь сортов сладкого кушанья (печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия), что напоминает о семи святых Таинствах.

Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застеклённых ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Во всех католических храмах и часовнях устанавливаются елки, обустраиваются вертепы с яслями, в которые перед началом вечернего богослужения 24 декабря торжественно возлогаются фигурки младенца Иисуса.


Кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице)

В Москве центром торжеств является кафедральный собор Непорочного зачатия Девы Марии (на Малой Грузинской улице). Там проходит праздничное богослужение: сначала - месса Навечерия Рождества Христова на русском языке (начало - в 19.00 мск), затем - на польском (начало - в 21.00 мск), и затем - вновь на русском (начало - в 23.00 мск). С полуночи до пяти часов 25 декабря в кафедральном соборе совершается Рождественское всенощное бдение.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодёжи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.


Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. Ель также символизирует райское дерево. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Санта Клаус


В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николас (см. Николай Угодник) проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Помня, почему погибла его любимая, Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык – Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей.

Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В периодКонтрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество. Но, например, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как город Нью-Йорк, образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.